Высшая Школа Психологии и Маркетинга
Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»
ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999
Фильм «Повелитель мух» (1990) снят по книге Уильяма Голдинга. Сюжет его строится вокруг подростков, оказавшихся на необитаемом острове после авиакатастрофы. Сначала кажется, что это история о выживании, но вскоре становится ясно, что речь идет о куда более сложных вещах. Фильм показывает, как люди ведут себя в критических ситуациях, исследует темы человеческой природы, лидерства, групповой динамики. Мы видим, как быстро формируется команда и как так же быстро она может скатиться в хаос, если забыть о нравственных принципах.
В этой статье мы рассмотрим фильм в двух аспектах:
Если рассматривать персонажей фильма как отражение человеческой психики, Ральф и Джек представляют две совершенно противоположные стороны.
Ральф — мальчик, который изначально становится лидером группы. Он символизирует цивилизацию, рациональное мышление и стремление к порядку. Его действия направлены на то, чтобы создать систему, в которой участники будут сотрудничать, поддерживать дисциплину и работать над общими целями, например поддерживать сигнальный костер. Если посмотреть на это с точки зрения психологии, Ральф может представлять собой Эго (сознательную часть), которое балансирует между базовыми инстинктами и социальными нормами.
Джек, с другой стороны, представляет темную сторону человеческой природы. Он тяготеет к агрессии, контролю и власти. В отличие от Ральфа, Джек наслаждается хаосом и считает, что силу и агрессию можно использовать, чтобы добиться своих целей. В психологии Джек может символизировать Тень, ту часть психики, которая движется базовыми инстинктами, агрессией и желанием власти, которые в привычной жизни обычно вытесняются.
Черты характера Ральфа и Джека отражают внутренний конфликт между рациональным и инстинктивным, который может существовать в каждом из нас. В фильме этот конфликт проявляется в борьбе за власть, мораль и контроль. Ральф старается удержать группу в рамках цивилизованных норм, в то время как Джек толкает ее к дикости и агрессии. Такое столкновение показывает, как различные аспекты человеческой психики могут вступать в противоречие и к чему это может привести.
С этой точки зрения фильм может быть иллюстрацией того, почему важно осознавать, изучать и принимать свои теневые стороны — те аспекты личности, которые могут быть неприятными или противоречат идеалам. Когда люди пытаются отрицать, игнорировать свои негативные эмоции, слабости или недостатки, это может приводить к тому, что подавленные аспекты прорываются в самых неподходящих ситуациях, что и происходит в фильме, а подавление теневых сторон только усиливает их влияние в критические моменты.
Изначально группа объединяется и договаривается о правилах. Ральфа выбирают лидером. И мы видим, что группа выглядит довольно организованной: Ральф выступает за порядок, обязанности распределены между участниками, сигнальный костер горит.
Однако с течением времени групповая динамика начинает меняться. Джек, который поддерживал Ральфа, начинает выступать за более агрессивный подход. Он привлекает к себе сторонников, предлагая им заняться охотой и так обещая больше свободы и приключений. Методы управления лидеров становятся решающим фактором в разделении группы на два лагеря: сторонники Ральфа и последователи Джека.
Этот конфликт двух стилей лидерства приводит к эскалации напряжения. В то время как Ральф продолжает настаивать на дисциплине и коллективной ответственности, Джек создает свой мир, основанный на силе, страхе и агрессии. Социальная иерархия группы начинает меняться, и сторонники Джека становятся более жесткими, что приводит к жестокости и насилию.
Влияние лидеров на групповое поведение проявляется в том, как они мотивируют своих последователей. Ральф, пытаясь сохранить контроль, сталкивается с тем, что его методы становятся менее эффективными по мере усиления власти Джека. Джек, с другой стороны, использует страх и силу, чтобы добиться повиновения, что, в конечном итоге, приводит к хаосу.
Концепция коллективного поведения, представленная в фильме, показывает, как быстро группа может потерять контроль и скатиться в агрессию, а группа подростков выбрана не случайно. Подростки находятся в переходном периоде, когда их ценности и моральные принципы еще не полностью сформированы. Они могут быть более склонны к импульсивным действиям и жестокости, так как еще не достигли устойчивой психической зрелости и уважения к социальным нормам. Эта подверженность влиянию и недостаток зрелого самоконтроля создают идеальные условия, в которых группа может быстро перейти от цивилизованности к дикости.
Важно отметить, что переносить сюжет фильма напрямую на управленческие ситуации нужно с определенной оговоркой. Фильм изображает экстремальные условия и переход от порядка к хаосу в изолированной среде, что может не полностью соответствовать реальному корпоративному миру. Однако этот контекст позволяет раскрыть некоторые общие принципы, такие как динамика лидерства, групповое поведение и риски, связанные с агрессивным руководством. Когда правила ослабевают и группа сталкивается с хаосом, возникает вопрос: станешь ли ты лидером, который использует агрессию и манипуляции, чтобы добиться своего, или есть способ вести людей, не прибегая к ним?
Ответ на этот вопрос определяет не только судьбу руководителя, но и будущее всего коллектива. Голдинг через своих персонажей показывает, насколько тонка грань между порядком и хаосом, и каким может быть мир, если руководители склоняются к агрессии. Этот вопрос стоит перед каждым, кто несет роль лидера, и выбор может иметь долгосрочные последствия для всей команды или организации.
Поделиться:
Системы бывают мертвые (механизмы) и живые (организмы).
Когда бизнес — мертвый механизм, люди внутри психически «мертвы»: они безразличные, безучастные. Работа ими переживается как нечто-то бессмысленное. В таком коллективе руководитель «все тащит на себе».
Как оживить бизнес-систему, чтобы люди делали максимальный вклад в компанию и чувствовали себя реализованными и удовлетворенными?
Узнайте в пособии.
Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— зачем бизнесу психологи?
— кому подходит профессия бизнес-психоаналитик?
— как бизнес-психоаналитик помогает компаниям расти и повышать прибыль?
— какие результаты может дать бизнес-психоаналитик?
— какими компетенциями должен обладать такой профессионал?
— как организованы обучение и практика?