Top.Mail.Ru
Контакты

Контакты

Высшая Школа Психологии и Маркетинга

Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»

[email protected]
8 (800) 250-83-51 (бесплатный звонок по всей России)

ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999

VK
YouTube

Свяжитесь со мной

Ко всем статьям
Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию

Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию

Саммари одноименной книги Мюррея Стайна

«Юнговская карта души» — пожалуй, лучший вариант для первого знакомства с аналитической психологией. Эта книга переводит язык Юнга с «мистического» — на язык личного опыта, развития и трансформации. О чём она? О том, как устроена наша психика, что происходит, когда мы встречаем свою Тень, почему влюблённость — это про внутреннюю Аниму и Анимуса, как найти путь к Самости — целостному Я, которое мы ищем всю жизнь и т.д. Это не просто чтение — это настоящее путешествие внутрь себя. В рамках проекта #читаймеждустрок предлагаем В познакомиться с саммари книги Мюррея Стайна — юнгианского аналитика с удивительным даром говорить о сложном просто.

 

зеркала

О КНИГЕ

«Юнговская карта души» — это системное и доступное введение в аналитическую психологию Карла Юнга. Мюррей Стайн, известный юнгианский аналитик и экс-президент IAAP, предлагает читателю своего рода «путеводитель» по основным понятиям юнговской модели психики: Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость, Персона, Архетипы, Коллективное бессознательное и т. д.

Автор не просто пересказывает идеи Юнга, но помогает читателю «прочувствовать» их, используя метафору карты: сознание, как поверхность, бессознательное — как глубина, архетипы — как подземные структуры. Это не сухой академический разбор, а живая, личностная интерпретация, основанная на многолетнем опыте автора как аналитика и преподавателя.

 

ОБ АВТОРЕ И КОНТЕКСТЕ НАПИСАНИЯ

Мюррей Стайн (род. 1943) — юнгианский аналитик, преподаватель и писатель, получивший образование в Чикагском институте аналитической психологии и Институте Юнга в Цюрихе.

На момент написания книги в 1998 году у него за плечами уже был многолетний опыт клинической и преподавательской деятельности. Это зрелый период его жизни, когда накопленные знания и личная практика оформились в ясное и целостное изложение юнговской модели психики.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ КНИГИ

Мюррей Стайн писал книгу по юнгианской психологии для… студентов-атеистов. Когда он преподавал в Чикаго в 1980-е, его аудитория была настроена скептически к религиозным, мистическим или архетипическим темам. Он осознал: если юнгианскую психологию перевести с «языка мистики» на язык опыта и внутренней трансформации, она может стать практической философией жизни для любого человека — независимо от веры, культуры и образования.

Именно тогда он начал писать «Юнговскую карту души» — как мост между символическим и рациональным, между внутренним поиском и академией.

«Юнговская карта души» — это одна из лучших книг для первого знакомства с аналитической психологией. Она рекомендована начинающим психологам, студентам, аналитикам и всем, кто интересуется глубинами человеческой души. Книга стала популярной благодаря своей простоте, ясности и уважению к сложности психики. Она помогает читателю не только понять Юнга, но и начать осмысленно применять юнгианский подход в жизни и работе. Многими профессионалами книга считается «вратами» в аналитическую психологию.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ КНИГИ

Психика как неизведанная территория

Юнг воспринимал душу как тайну, которую стоит исследовать с уважением и отвагой, как землепроходец в неизведанном.

Аналитическая психология как карта

Теория Юнга — это карта внутреннего пространства. Она не исчерпывает реальность, но помогает ориентироваться в ней, как карта помогает путешественнику.

Комбинация научного метода и визионерства

Юнг объединял эмпирический подход с творческой интуицией, что делало его карту одновременно логичной и поэтичной.

Самоисследование как метод

Юнг считал, что путь к пониманию психики лежит через наблюдение за собой, интерпретацию сновидений, активное воображение.

Метафора зеркала и центрального огня

Юнг сравнивал своё творчество с расстановкой зеркал вокруг «центрального огня», отражения которого он старался показать. Сами зеркала могут не стыковаться идеально, но главное — это Огонь, суть.

Эго — центр сознания, точка отсчёта личного восприятия и самосознания.

Тень — подавленные и отрицаемые аспекты личности, которые проецируются на других.

Анима/Анимус — внутренние образы противоположного пола, формирующиеся в бессознательном.

Самость — целостность личности, архетип целостности и центр всей психики.

Персона — социальная маска, адаптированная к внешнему миру.

Комплексы — автономные части психики, связанные с эмоциональными переживаниями.

Коллективное бессознательное — слой психики, содержащий универсальные архетипы.

Индивидуация — путь к целостности, процесс соединения сознательного и бессознательного.

 

ВВЕДЕНИЕ

Введение представляет собой личное обращение автора, где он описывает свой путь к аналитической психологии, осмысляет масштаб наследия Юнга и вводит центральную метафору книги — карту души, которую Юнг создавал как первопроходец внутреннего мира.

Мюррей Стайн делится воспоминаниями о том, как в 1961 году (год смерти Юнга) он сам готовился к поступлению в колледж, и лишь спустя время понял, что Юнг был для внутреннего космоса тем же, кем Нейл Армстронг стал для внешнего. Он пишет:

 

«Юнг был Христофором Колумбом внутреннего мира». (М. Стайн)
«Jung became a Christopher Columbus of the inner world.»

 

Важная мысль автора — Юнг не просто исследовал психику, он создавал карту, которая помогает не потеряться тем, кто идёт за ним. Эта карта основана не на сухой теоретизации, а на личном опыте, клинической практике и глубинной интуиции.

 

Важные цитаты:

Для Юнга изучение души имело огромное значение, ибо, как он однажды сказал, «весь мир висит на единственной нити, и этой нитью является psyche — человеческая психика.» (К.Г.Юнг)

«The world hangs by a thin thread, and that thread is the psyche of man.»

«Карта Юнга — это иллюстративная карта живой, меркурианской сущности — Psyche, а не абстрактная схема.» (М. Стайн)

«Jung’s map is an illustrative map of the living, mercurial essence — the Psyche — not an abstract scheme.»

 

 

Визуальные и метафорические образы:

Mare Ignotum («Море Тайн») — метафора бессознательного, куда отправляется исследователь.

Карта как навигация — Юнг не объясняет всё, но указывает направление.

Центральный огонь и зеркала — попытка показать суть души сквозь отражения, несмотря на пробелы между зеркалами.

Введение задаёт тон всей книге: это не просто учебник по юнгианской психологии, а экзистенциальное приглашение в путешествие внутрь себя, в котором теория Юнга — карта, а сама душа — таинственная и живая территория.

Мюррей Стайн — не просто проводник по карте, он — соисследователь, и приглашает читателя идти вглубь вместе с ним.

 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ КНИГИ

ЮНГОВСКАЯ КАРТА ПСИХИКИ:

НАВИГАЦИОННАЯ СХЕМА

  1. 1.  Центр: Эго (Ego)

Точка осознания, волевой субъект, управляющий выбором, вниманием, мышлением.

Функции: мышление, чувствование, интуиция, ощущение. Сфера: персональная осознанная жизнь.

  1. 2.  Персональное бессознательное (Personal Unconscious)

Содержит: забытые, вытесненные, подавленные элементы опыта.

Формирует: комплексы — автономные эмоциональные «узлы».

Пример: «комплекс матери», «комплекс неполноценности».

  1. 3.  Коллективное бессознательное (Collective Unconscious)

Глубинный уровень, общий для всех людей.

Содержит: архетипы — универсальные, врождённые структуры психики.

  1. 4.  Путь индивидуации (Individuation Process)

Процесс движения от идентификации с Эго к соединению с Самостью. Включает:

— Осознание Тени

— Встречу с Анимой/Анимусом

— Распад Персоны

— Переживание Самости

  1. 5.  Связи между уровнями

Эго — Комплексы — Архетипы

Эго развивается благодаря диалогу с бессознательным: через сны, символы, активное воображение.

 

ГЛАВА 1. ПОВЕРХНОСТЬ. СОЗНАНИЕ

Эта глава открывает «карту души» с самого доступного слоя — сознания, или, как говорит Стайн, поверхности психики. Центром сознания является Эго, через которое человек воспринимает себя, мир, делает выбор, действует. Но Эго — это не вся психика, лишь её малая, но критически важная часть.

Юнг подходил к изучению Эго как к отправной точке, не упуская из виду его ограничения и уязвимость. Он подчеркивал, что Эго — это инструмент восприятия, но не весь человек.

Ключевые понятия главы:

Эго — центр сознания

Это та часть, которая говорит «Я», осознаёт, выбирает, действует. Эго — как зеркало, в котором отражается психическое содержание.

Сознание не равно Эго

Эго — часть сознания, но сознание шире. Сознание включает в себя восприятие, внимание, память и др. Эго может быть сильным или слабым, развивающимся или застойным.

«Мы понимаем Эго как комплексный фактор, к которому относятся все сознательные содержания. Оно образует, так сказать, центр поля сознания; и, поскольку это включает эмпирическую личность, Эго является субъектом всех личных актов сознания.» (К.Г. Юнг)

«The ego is the subject of all personal acts of consciousness and, as the empirical personality, is the center of the field of consciousness.»

Эго связано с телом, но не ограничено им

Эго укоренено в телесности, но Юнг подчёркивает:

«Оно базируется на двух основаниях — соматическом и психическом» (К.Г. Юнг)

«The ego is founded on two seemingly different bases: the somatic and the psychic.»

Эго — не порождение культуры, оно врождённое

Оно присутствует даже у младенца, до появления саморефлексии. Развитие Эго начинается рано, но осознание его — позже.

Эго регулирует:

Что входит в сознание, а что вытесняется в бессознательное. Что сохраняется, что забывается, что отвергается. Юнг сравнивает Эго с охранником у ворот психики.

Сила Эго — способность выдерживать противоречия

Сильное Эго может держать напряжение между полярностями. Слабое — срывается, избегает, защищается. Эго — «организующий центр», но не должен становиться диктатором.

 

Важные цитаты:

«Я есть тот, кто смотрит. С самого начала жизни в нас присутствует око Эго.» (М. Стайн)

«The ego is the eye that looks out on the world from this particular point of view.»

«Эго — это фокус осознанности и свободы.» (М. Стайн)

«The ego is the focus of conscious awareness and freedom.»

 

ЭГО В МЛАДЕНЧЕСТВЕ — ВРОЖДЁННЫЙ ЦЕНТР

Мюррей Стайн подчёркивает: Эго существует до появления самосознания и даже до освоения речи.

Он приводит случай, рассказанный другом: младенец сразу после рождения открыл глаза и стал осматриваться, внимательно изучая помещение. Это свидетельство наличия центра восприятия уже в этот момент — Эго как око, смотрящее на мир.

Юнг, по Стайну, считал, что Эго — врождённая данность, центр будущего Я. Оно «смотрит» с рождения, но осознаётся позднее.

 

КИНО КАК МЕТАФОРА АКТИВНОСТИ ЭГО

Стайн описывает сцену из повседневной жизни, представьте: вы смотрите фильм. Сначала вы просто наблюдаете — Эго пассивно. Но затем вы вовлекаетесь: эмоционально ассоциируетесь с героем, реагируете чувствами, желаниями, мотивацией.

«Вовлечённое Эго — это центр желания, надежды, намерения… Оно мобилизует энергию для действия.» (М. Стайн)

«The engaged ego is the center of desire, hope, intention… It mobilizes energy for action»

Иногда просмотр фильма может даже повлиять на жизненно важное решение — именно потому, что Эго вступает в активное состояние и переводит переживание в действие.

 

СОН, КОМА И «БЕЗ-ЭГО» СОСТОЯНИЯ

Стайн говорит, что Эго — не единственное условие существования сознания. Оно может временно исчезать (например, в глубоких медитативных или духовных состояниях), но сознание остаётся, как неосознающий свет.

Юнг в этом видит связь с восточными традициями, но подчёркивает важность Эго для индивидуальности.

«Без Эго трудно говорить о личности. Но возможно кратковременное сознание без Эго — временное рассеяние „Я“.» (К.Г.Юнг)

«But as soon as the personality is dissociated, becoming dispersed in mutually contradictory states of feeling, the identity of the ego is lost, and the subject becomes unconscious.»

 

ЭГО КАК «ЗЕРКАЛО» ПСИХИКИ

Один из самых ярких образов: Эго — это зеркальная поверхность, в которую «впадают» ощущения, мысли, образы. То, что отражается, становится сознательным. То, что не отражается, остаётся в бессознательном.

«Эго — субъект, которому представляется психическое содержание.

Оно подобно зеркалу.» (М. Стайн)

«The ego is a ’subject’ to whom psychic contents are ’represented.» Itislikeamirror

Это объясняет, как работает вытеснение: если Эго не хочет «видеть» нечто (например, стыд), оно перестаёт отражать это, и материал уходит в тень — в бессознательное.

 

СИЛЬНОЕ И СЛАБОЕ ЭГО

Стайн акцентирует: важен не размер Эго, а его устойчивость, пластичность, способность выдерживать напряжение противоположностей.

Сильное Эго:

— способно держать конфликт без разрушения

— умеет признавать свои ограничения — воспринимает бессознательное без паники

Слабое Эго:

— избегает напряжения

— легко сливается с эмоциями или комплексами

— склонно к вытеснению и психологической защите

«Слабое Эго легко отвлекается и уступает импульсам. Сильное Эго удерживает сознание и управляет им.» (М. Стайн)

«The weak ego is easily distracted and succumbs to impulses. The strong ego maintains consciousness and governs it.»

 

ПЕРСОНА И КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ ЭГО

Стайн использует термин Юнга «личность №1» и «личность №2»:

— №1 — врождённое ядро Эго;

— №2 — надстройка, формируемая культурой, семьёй, языком.

Пример: человек по имени Иван может со временем сменить имя, роль, статус — но центр Эго остаётся прежним. Имя, как внешняя метка, может измениться, но «око», через которое мы смотрим на мир, — остаётся.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

В психотерапии:

— Работа с Эго — это развитие способности к самонаблюдению и удержанию напряжения противоположностей.

— Важно укреплять Эго, особенно у людей с травмами или погружённых в бессознательное.

В саморазвитии:

— Развивать осознанность, исследовать своё Эго и его функции (через сны, дневник, терапию).

— Понимать, где решения исходят из Эго, а где — из комплексов, страхов, адаптаций.

Эго — не враг и не «эгоизм», а жизненно важная структура, благодаря которой возможны свобода воли, выбор, сознание себя. Но чтобы начать путь индивидуации, Эго должно выйти из иллюзии своей абсолютности — и признать, что оно лишь часть большей психической реальности.

 

Полное саммари доступно на учебной платформе ВШПиМ по  ссылке.

 


Поделиться:

Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию



Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию

Скачайте PDF-программу курса по глубинной психологии

Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— кому и для чего подходит программа?
— каков формат обучения?
— в чем выгоды обучения в Школе?
— какие результаты получают выпускники?


Скачать бесплатно


Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию

Мини-книга «Психолог - Профессия XXI века»

Чтобы узнать больше о том, как стать профессиональным психологом и создать свою успешную практику, прочтите мини-книгу «Психолог - Профессия XXI века. Стратегия: как превратить увлечение психологией в прибыльное дело – от обучения до начала успешной практики».


Скачать бесплатно


Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию

Методическое пособие «Как психологу начать практику»

Скачайте план перехода из статуса новичка в статус профессионала.
Как начать практику психолога максимально быстро после обучения.
Как мягко вернуться в профессию и системно развиваться на рынке психологических услуг.


Скачать бесплатно


О КНИГЕ
Ко всем статьям
Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию