
Высшая Школа Психологии и Маркетинга
Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»
ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999
«Воспоминания, сновидения, размышления» — это не просто автобиография, это внутренняя хроника становления и духовного развития Карла Густава Юнга. Она написана в зрелом возрасте (80+) в соавторстве с его ученицей и коллегой Аниэлой Яффе. Форма — исповедальная, медитативная, построена на погружении во внутренний мир, где личные воспоминания сочетаются с философскими размышлениями и анализом снов, путешествий, духовных переживаний.
Юнг рассматривает не столько факты своей жизни, сколько смыслы и архетипические пласты опыта. Он пишет о своей душе, как ученый и как мистик, раскрывая психическую реальность как живую, автономную силу. Это книга о внутреннем пути, поиске целостности и контакте с бессознательным.
Карл Густав Юнг (1875–1961) — швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии. Ученик и соратник Фрейда, позже — его независимый оппонент, предложивший собственную концепцию бессознательного, включающую идеи архетипов, коллективного бессознательного, индивидуации. Книга была написана в последние годы жизни Юнга, начиная с 1957 года. Этот период ознаменован глубоким подведением итогов, обостренным интересом к духовным темам (жизнь после смерти, символика снов, внутренние образы, Бог). В это время он уже не лечил активно, жил в Боллингене, писал письма, философские эссе и принимал лишь узкий круг учеников. Это был период духовного уединения и завершения жизненного круга.
Для профессиональных психологов, психотерапевтов и всех, кто исследует внутреннюю жизнь, эта книга — один из ключей к пониманию, как устроено сознание, как формируется душа, каково место религиозного и мифологического опыта в развитии личности. Юнг показывает, как бессознательное участвует в судьбе человека и как важно уметь слушать и понимать его язык — язык символов, снов, образов.
Книга:
— открывает внутреннюю лабораторию Юнга, в которой создавалась его теория;
— содержит живые примеры его архетипической теории и процесса индивидуации;
— является мостом между психологией и духовностью, предлагая ценные идеи для экзистенциальной, глубинной и символической психотерапии;
— вдохновляет на самонаблюдение, осознанность, поиск смысла и диалог с собственной тенью. Она стала особенно важной в ХХ веке для гуманистической психологии, трансперсональных исследований, юнгианской аналитической школы и даже современной нейропсихологии и религиоведения.
ЧЕЛОВЕК КАК МИФ
Юнг рассматривает жизнь человека как мифологический процесс. Личность — это история, разворачивающаяся из глубин бессознательного, а не сумма социальных ролей. Он пишет:
«Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».
ВНУТРЕННИЙ МИР КАК РЕАЛЬНОСТЬ
Для Юнга реальна не только внешняя жизнь, но и внутренняя: сны, образы, голоса, архетипические символы. Они ведут человека, формируют его путь и требуют признания.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Юнг не просто говорит о бессознательном как хранилище подавленного, как у Фрейда. Он открывает коллективное бессознательное — общее поле символов, мифов и архетипов человечества. АРХЕТИПЫ Формы, универсальные образы — такие как Тень, Персона, Анима, Мудрый Старец — проявляющиеся в снах, фантазиях, религиозных переживаниях. В книге он показывает, как они действовали в его собственной жизни.
ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЦИИ
Центральная идея — становление целостной личности через осознание и интеграцию разных частей психики, особенно Тени и Анимы. Это не просто терапия, а путь духовного становления. РОЛЬ РЕЛИГИИ Юнг подчеркивает, что религиозные образы — не догматы, а психологические реальности. Религия — это способ быть в контакте с самыми глубокими слоями души.
МЕТАФОРА БАШНИ
Башня, построенная Юнгом в Боллингене, символизирует его стремление к уединению, центрированию, диалогу с самим собой. Это его внутренний монастырь.
В первой главе Юнг ведёт читателя в самое начало своей внутренней жизни — не в смысле биографии, а как в область зарождения души. Он вспоминает не просто события, а сильнейшие впечатления, образы, ощущения, которые словно запечатлелись в его сознании как мифологические символы.
С раннего детства он чувствует себя участником двух миров — внешнего, обыденного, и внутреннего, наполненного тайной, страхом и священным трепетом. Именно здесь начинается его отношение к бессознательному не как к чему-то патологическому, а как к реальной, живущей, смысловой реальности, которая обращается к нему через сны и образы.
Ключевым эпизодом становится сновидение, в котором он спускается в подземный храм и сталкивается с пугающим и одновременно притягательным существом на золотом троне. Этот архетипический опыт, по его словам, стал первым посвящением в тайны бессознательного, пробуждением к пониманию, что в человеке существует нечто большее, чем личность. Позднее он осознаёт: это был вызов Самости, центра всей личности, и символическая смерть детского сознания ради рождения внутреннего.
Помимо снов, Юнг описывает своё спонтанное создание тайного культа — с идолом, камнем и записками на вымышленном языке, — что говорит о потребности ребёнка в сакральной структуре, в создании собственной мифологии, в которой он — и жрец, и свидетель.
Эта глава задаёт всю будущую ткань юнгианской мысли: здесь появляются образы Тени (в образе ужасающего существа), Анимы (в лице служанки, наделённой мистическим присутствием), Самости (в виде тронного существа), Персоны (в принудительной социальной роли), и архетипического Я (в образе наблюдателя, переживающего тайну и смысл). Уже в детстве Юнг живёт так, как потом будет учить — в диалоге с бессознательным, воспринимая сны и символы не как психическую пыль, а как голос души, говорящей на языке образов.
Сон о спуске в подземный храм
Юнгу три года. Он видит сновидение, ставшее фундаментом его дальнейшей жизни:
Я очутился на лугу и увидел тёмную прямоугольную яму, выложенную камнями. Спустился по ступеням, отодвинул тяжёлый зелёный занавес… и увидел подземное помещение, в центре которого — золотой трон, а на нём стояло живое мясистое существо без лица с одним глазом и вертикальной формой — как ствол дерева, доходящий до потолка. Это был ритуальный фаллос.
Символика:
— Яма — вход в бессознательное
— Занавес — граница между сознанием и тенью
— Золотой трон — архетип центра (Самости)
— Существо с одним глазом — проявление сакрального, Тени, «божества, которого нельзя называть»
Комментарий Юнга:
«Это было моё посвящение в тайны земли. Моя интеллектуальная жизнь началась с этого сна».
Образ служанки и становление Анимы
Во время разлуки с матерью, которая находилась в больнице, Юнг сближается со служанкой:
«Она была тёмноволосая, смуглая, с родинкой на шее. Мне казалось, что она принадлежит только мне. В её образе было нечто таинственное и древнее. Она стала прообразом моей Анимы».
Это первое бессознательное восприятие женского архетипа в душе мужчины, что позже станет одной из центральных тем юнгианской психологии.
Культ деревянного человечка
В возрасте 10 лет Юнг тайно вырезает из линейки фигурку человечка в чёрной мантии и цилиндре. Кладёт его в пенал с гладким чёрным камнем. Прячет это всё на чердаке, пишет туда тайные послания на вымышленном языке.
«Это была моя тайна. Я чувствовал, что от неё зависит моя безопасность. Это был мой ритуал, мой внутренний культ».
Этот акт — бессознательное создание собственной религиозной структуры, где камень — центр, а фигурка — идол или медиатор между Юнгом и тайным знанием.
Ключевые идеи:
— Раннее восприятие внутреннего и внешнего мира как полярностей
— Первый контакт с архетипами Тени, Анимы, Самости
— Религиозность как внутреннее переживание, а не церковное послушание
— Создание ритуала как инстинктивный акт формирования центра
— Психика как источник мифа
— Всё важное — «под землёй», в бессознательном
Важные цитаты:
«Когда нет внутреннего отклика на сложности жизни, их значение ничтожно».
«Это была моя тайна, и от неё зависела безопасность моей жизни».
«Я думаю, что всё, что со мной происходило, было заранее начертано — как если бы судьба вела меня».
Полное саммари доступно на учебной платформе ВШПиМ по ссылке.
Поделиться: