
Высшая Школа Психологии и Маркетинга
Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»
ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999
«Однажды ей показалось, что я неправильно ее понимаю (я уже не помню, что я сказала или не сказала), и она впала в бешенство и потеряла дар речи. Она вышла в туалетную комнату рядом с кабинетом, порезала себе запястье и появилась, зажимая руку и капая кровью на мой ковер. Я без особой надежды предложила ей попробовать выразить свои чувства словами, но она лишь молча метнула на меня взгляд и ушла, явно разгневанная, а ночью позвонила мне в ужасе от того, что все-таки отвратила меня от себя навсегда».
Это не страшилка из вымышленных триллеров, это реальный клинический случай работы с пограничной клиенткой Донной, описанный Нэнси Мак-Вильямс в книге «Психоаналитическая психотерапия». Нэнси пишет, что была еще начинающим специалистом, когда к ней пришла Донна.
Сегодня клиенты пограничной организации личности не то что не редкость, скорее, напротив, мы все чаще и чаще встречаемся с ними в своей практике, а невротически-организованные люди переходят в разряд «эксклюзива». А это уже предъявляет всё большие требования к уровню нашей подготовленности.
Психологу-психотерапевту необходимо быть готовым к сложным случаям, даже если он начинающий специалист.
Неотъемлемой частью подготовки и профессионального роста пси-специалиста помимо теоретической базы являются супервизия и личная психотерапия. Без этих составляющих психолог подвергает опасности как себя, так и своих клиентов.
Супервизия – один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. (Определение – проф. С.А. Кулаков).
Супервизия – это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый узнают что-то новое о клиенте, друг о друге, о себе. Еще супервизию можно назвать терапией терапии.
Супервизор – это более опытный психолог, который помогает менее опытным коллегам с возникающими вопросами и трудностями в их практике.
Супервизируемый – это психолог, который предоставляет свой случай для исследования на супервизии.
Цели супервизии:
Задачи супервизии:
По форме супервизии могут быть очными и заочными.
Очные супервизии – супервизор непосредственно присутствует на сессии с клиентом и видит процесс работы. Плюс такой работы в том, что супервизор видит процесс работы, может ощутить аффекты, присутствующие в сессии, увидеть и отразить какие-то моменты в работе. Но есть и минус. И клиент, и психолог знают и ощущают присутствие третьего в процессе, из-за чего их поведение и ход сессии могут меняться, быть не такими, как если бы они были тет-а-тет. То есть возникает некоторое искажение обычной работы, что может исключать возможность анализа стандартной сессии.
На заочной супервизии супервизируемый предоставляет в какой-то форме информацию о случае, которая затем подвергается совместному анализу. Это могут быть устный пересказ супервизируемого, письменный доклад о клиенте, транскрибации сеансов, в зависимости от договоренности супервизора и супервизируемого.
Супервизии могут быть индивидуальными и групповыми. Индивидуальная супервизия чем-то похожа на сеанс с психологом, только темой обсуждения является клиентский случай. В групповой супервизии разбор случая проводится группой. Форматы и границы групповых супервизий могут отличаться, конкретные формат и сеттинг обычно озвучивает супервизор в начале встречи.
В сообществе ВШПим проводятся групповые супервизии в заочном формате на основе устного рассказа супервизируемого. Супервизия включает в себя:
1. рассказ супервизируемого,
2. круг вопросов к супервизируемому,
3. круг ассоциаций и гипотез группы,
4. обратную связь супервизора,
5. обратную связь супервизируемого.
Супервизируемому желательно подготовиться к супервизии. Просмотреть свои записи, составить небольшой доклад о клиенте, подумать о запросе на супервизию.
Можно использовать примерную структуру описания случая для подготовки:
1. Фактические данные о клиенте: пол, возраст, род занятий, семейное положение. Данные из истории жизни и семьи, важные для понимания.
2. Первое впечатление о клиенте (особенности невербального поведения, речи).
3. Жалобы клиента, формулируемый им запрос.
4. Ход работы: этапы, переломные моменты, ведущие темы работы.
5. Отношения клиента: близкие, дружеские, семейные (их качество и особенности).
6. Динамика отношений: особенности сеттинга и контакта с клиентом, как менялся, какой резонанс у терапевта, развитие переноса и контрпереноса.
7. Какая сейчас есть сложность у терапевта, какой запрос на супервизию.
8. Терапевтическая гипотеза (о состоянии клиента и/или его личности).
9. Описание одной сессии (последней или той, которая вызвала сложности).
Подготовка доклада нужна не для того, чтобы его зачитывать дословно, а скорее для того, чтобы обработать информацию и не выдавать материал «сырым», где-то даже перекладывая ответственность за анализ случая на супервизора или группу.
Подготовка помогает собрать материал, как-то структурировать его, чтобы потом дать супервизору или группе представление о клиенте, не растекаясь в деталях истории клиента, диалогах, не затапливая информацией поле супервизии, не уходя от анализа психических процессов и пр.
Часто неподготовленный супервизируемый может попусту терять время супервизии, занимая его, например, только формулированием запроса, которое можно было сделать предварительно. Поэтому для эффективной работы подготовка все же желательна, однако не обязательна.
Иногда бывает страшно идти в группу. Могут возникать мысли о том, что не так подумают, осудят, не поддержат, ранят.
Для того чтобы групповая супервизия была безопасным и поддерживающим пространством, а не местом для истерических соревнований или нарциссического самоутверждения кого-то за счет других, важно каждому участнику группы соблюдать ряд правил.
В первую очередь должна соблюдаться профессиональная этика, включающая в себя сохранения конфиденциальности, закрытости и герметичности пространства. Это означает, что все узнаваемые детали о клиенте должны быть скрыты, всё, что произносится на супервизии остается только там и никуда не выносится. Каждый психолог, присутствующий на супервизии, должен быть в закрытом помещении, и в поле супервизии не должны присутствовать третьи лица, в том числе дети. Работа из кафе, с улицы, в присутствии третьих лиц нарушает конфиденциальность и безопасность пространства супервизии.
В открытых супервизионных группах не рекомендуется выносить случаи коллег, так как информация может быть узнаваемая, и тогда нарушается профессиональная этика, можно оказаться в неловккой ситуации.
Участникам группы стоит относиться друг к другу уважительно, не давать прямых рекомендаций, если на то не было запроса у супервизируемого. Сообщения рекомендуется формулировать от первого лица. Участники группы должны работать в рамках запроса супервизируемого, не уходя в залечивание супервизируемого, демонстрацию своего артистизма и красноречия. Следует помнить, что в первую очередь группа работает для того, чтобы помочь супервизируемому с его запросом.
Несмотря на очевидную пользу, многие психологи сталкиваются с сопротивлением супервизии.
Одной из главных причин сопротивления супервизии является страх перед оценкой и критикой со стороны супервизора и группы. Психологи могут бояться, что их работа будет признана недостаточно хорошей или что они будут выглядеть некомпетентными.
С этой историей лучше всего разбираться в личной психотерапии, но также облегчить вход в супервизию можно и с помощью следующих рекомендаций:
Некоторые давно работающие психологи могут сопротивляться супервизии, считая, что они уже обладают всеми необходимыми навыками и знаниями. Это опасная позиция, часто ведущая к «потере берегов», когда специалист начинает выходить за рамки метода и профессиональной этики. Важно уметь снимать корону и продолжать супервизию.
Нередко сопротивление супервизии может встречаться с отдельными клиентами, с которым специалист находится в нарциссическом слиянии. Тогда супервизия может бессознательно восприниматься как опасная. Самостоятельно это заметить сложно, именно поэтому есть рекомендация с какой-то периодичностью супервизировать каждого клиента, в зависимости от опыта специалиста. Если психолог посещает регулярную супервизию, но вдруг замечает, что рассмотрение случая какого-то определенного клиента он регулярно откладывает, это проявление сопротивления терапевта и прямое показание к супервизии.
Регулярная супервизия не только помогает избежать ошибок и повысить качество работы, но и способствует эмоциональному здоровью специалистов, предотвращая выгорание и профессиональную деформацию.
Автор материала: Наталия Степанова, психодинамический психолог и супервизор.
Поделиться:
Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— кому и для чего подходит программа?
— каков формат обучения?
— в чем выгоды обучения в Школе?
— какие результаты получают выпускники?
Чтобы узнать больше о том, как стать профессиональным психологом и создать свою успешную практику, прочтите мини-книгу «Психолог - Профессия XXI века. Стратегия: как превратить увлечение психологией в прибыльное дело – от обучения до начала успешной практики».
Скачайте план перехода из статуса новичка в статус профессионала.
Как начать практику психолога максимально быстро после обучения.
Как мягко вернуться в профессию и системно развиваться на рынке психологических услуг.