
Высшая Школа Психологии и Маркетинга
Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»
ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999
Представьте, что вы решили не проводить ретроспективу года в компании. Что произойдет?
Во-первых, вы упустите возможность увидеть целостную картину. Без анализа успехов и неудач сложно определить, какие стратегии работают, а какие нет. Вы рискуете продолжать вкладывать ресурсы в неэффективные направления и упустить потенциальные точки роста.
Во-вторых, вы лишите себя ценного опыта. Например, игнорируя причины прошлых факапов, вы с высокой долей вероятности повторите их в будущем. Анализ успешных действий поможет закрепить и развить эффективные практики, но без ретроспективы этот опыт может быть утерян.
В-третьих, планирование следующего года станет менее точным. Без понимания текущей ситуации и анализа результатов вы будете ставить цели «вслепую», что снизит вероятность их достижения.
Наконец, вы рискуете потерять интерес команды. Когда сотрудники не видят общей картины и не понимают своего вклада в общий результат, их вовлеченность падает. Ретроспектива же — отличный способ объединить команду, повысить их внутреннюю мотивацию и направить усилия в нужное русло.
Ретроспектива — структурированный процесс анализа прошедшего периода, чтобы выявить эффективные и неэффективные методы работы, присвоить опыт / извлечь уроки и спланировать будущие действия.
В отличие от обычного совещания, где фокус, как правило, направлен на текущие задачи и проблемы, ретроспектива концентрируется на анализе опыта и поиске возможностей для улучшений. Это не поиск виноватых, а совместная работа команды, направленная на повышение эффективности.
Один из способов провести по-настоящему продуктивную ретроспективу — использовать метафору. Этот подход делает процесс анализа более увлекательным и доступным каждому участнику, независимо от его опыта, роли в проекте или должности. Более того, метафорический язык помогает взглянуть на ситуацию под новым углом и получить неожиданные, ценные ответы, учитывая совершенно разный опыт всех участников.
Желательно, чтобы ретроспективу проводил нейтральный фасилитатор, который не участвует в обсуждении, а помогает команде следовать процессу. Однако, если в команде царит достаточно свободная и доверительная атмосфера, эту роль может взять на себя и руководитель или HR.
Ниже вы найдете сценарий ретроспективной сессии «Парусник».
Лодка с парусом символизирует компанию / команду, которая движется к цели спринта («Острову»).
«Ветер» помогает ей двигаться вперед: это позитивные факторы или события, способствующие прогрессу: эффективная коммуникация, новые технологии, поддержка руководства.
«Якорь» же, наоборот, сдерживает движение, представляя собой факторы или проблемы, тормозящие процесс: недостаток ресурсов, бюрократия, конфликты в команде.
«Солнце» — то, что вдохновляло и мотивировало команду, поддерживало ее энтузиазм и боевой дух: интересные задачи, признание заслуг, позитивная атмосфера в коллективе.
«Рифы» — это будущие риски, которых нужно остерегаться: изменение рыночной ситуации, появление новых конкурентов, технические сложности.
1. Подготовка
Для проведения ретроспективы на флипчарте нарисуйте парусник, плывущий к острову, который символизирует саму компанию согласно схеме. Обозначьте Остров названием ее основной цели.
Материалы: флипчарт или доска, маркеры, стикеры.
2. Краткое вступление
В кратком вступлении ведущий может:
поприветствовать участников, обозначить цель ретроспективы;
напомнить о правилах конструктивной коммуникации и конфиденциальности — уважение друг к другу, отсутствие критики, конфиденциальность обсуждаемого;
кратко объяснить выбранную метафору;
обозначить примерное время каждого этапа, чтобы участники могли лучше ориентироваться во времени. Вступление должно быть кратким и по делу, чтобы оставить больше времени для основного обсуждения.
3. Индивидуальная работа
Участники по очереди дают определение каждому из элементов.
Вопросы ведущего:
— Кто мы как компания? Какая мы компания?, — вопрос к Паруснику.
— К какой цели мы шли? Как теперь видится цель?, — вопрос к Острову.
— Что помогало нам двигаться вперед? Какие факторы способствовали успеху компании? (Ветер)
— Что нам мешало? Какие факторы тормозили движение компании? (Якорь)
— Что позволяло нам сохранять рабочий настрой, чувствовать себя хорошо, что поддерживало на пути к цели? (Солнце)
— Какие потенциальные риски стоит учесть в будущем? (Рифы)
4. Группировка идей и обсуждение
Участники по очереди озвучивают свои идеи и приклеивают стикеры на соответствующие области рисунка. Фасилитатор (ведущий ретроспективы) следит за ходом обсуждения, задает уточняющие вопросы и помогает участникам сформулировать свои мысли. После того как все участники высказались, фасилитатор группирует похожие идеи, чтобы выделить наиболее важные и повторяющиеся факторы.
5. Анализ и выводы
Команда совместно анализирует полученные результаты, обсуждает причины успехов и неудач, выявляет ключевые проблемы и намечает план действий на будущее. Важно сфокусироваться на конкретных шагах и решениях, которые помогут усилить Ветер, избавиться от Якорей, сохранить Солнце и обойти Рифы.
6. Фиксация результатов
Запишите все ключевые выводы и решения, принятые в ходе ретроспективы. Это поможет команде не забыть о них и отслеживать прогресс в будущем.
Далее важно перейти к самому важному — планированию следующего года, основываясь на уроках прошлого. Но это уже совсем другая история.
Поделиться:
Системы бывают мертвые (механизмы) и живые (организмы).
Когда бизнес — мертвый механизм, люди внутри психически «мертвы»: они безразличные, безучастные. Работа ими переживается как нечто-то бессмысленное. В таком коллективе руководитель «все тащит на себе».
Как оживить бизнес-систему, чтобы люди делали максимальный вклад в компанию и чувствовали себя реализованными и удовлетворенными?
Узнайте в пособии.
Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— зачем бизнесу психологи?
— кому подходит профессия бизнес-психоаналитик?
— как бизнес-психоаналитик помогает компаниям расти и повышать прибыль?
— какие результаты может дать бизнес-психоаналитик?
— какими компетенциями должен обладать такой профессионал?
— как организованы обучение и практика?