
Высшая Школа Психологии и Маркетинга
Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»
ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999

Травма психики подобна треснувшей вазе. Казалось бы, она цела, но попробуйте налить в нее воду — она тут же начнет утекать. Так и с человеком с травмированной психикой: внешне он может казаться вполне благополучным, но внутри него есть незримая «трещина», как след болезненного опыта, нарушивший целостность восприятия себя и мира.
Именно этот внутренний «раскол» часто и проявляется в терапевтическом кабинете как внезапное «замирание». Клиенту становится трудно говорить, он путается, теряет нить рассказа, не может распознать свои чувства. А иногда, наоборот, начинает ходить по кругу, раз за разом возвращаясь к одному и тому же травматичному опыту, но так и не находя выхода.
Важно понимать, что подобное «зависание» сессии закономерно. Это говорит про момент встречи с травмой, когда психика пытается защититься от болезненных воспоминаний. Наша задача в этот момент – продолжать уверенно вести сессию, создавая достаточный уровень поддержки и безопасности.
Именно здесь наш главный инструмент — вопросы, но вопросы деликатные, бережные, которые:
направляют фокус внимания на позитивные изменения и возможности;
активизируют ресурсное состояние и веру в собственные силы;
помогают перейти от размышлений к конкретным действиям.
1. «Что вы чувствуете, когда говорите об этом?»
Этот вопрос переносит фокус внимания на эмоциональную сферу. Часто клиенты фокусируются на событиях, фактах, мыслях, упуская из виду собственные чувства. Например, клиент рассказывает о конфликте на работе, но говорит сухо, сдержанно или описывает сложные отношения с партнером, но затрудняется назвать свои чувства. Вопрос помогает соприкоснуться с эмоциями здесь и сейчас, обратить внимание на застывшую внутреннюю реальность.
2. «Какие мысли возникают у вас в голове, когда...?»
Этот вопрос помогает отследить автоматические мысли, которые проносятся молниеносно и часто остаются незамеченными. Осознав их, клиент получает возможность увидеть привычные паттерны мышления, которые могут быть источником проблем. Например, клиент жалуется на одиночество, но при этом отвергает любые попытки знакомства.
Когда клиент начинает распознавать свои автоматические мысли, он получает шанс на рефлексию и анализ. Этот процесс становится первым шагом к изменению — осознание того, что мысли не всегда отражают реальность, а лишь формируют ее.
3. «Какие образы или метафоры возникают у вас, когда вы думаете об этом?»
Этот вопрос обращается к бессознательному, к языку символов и помогает проникнуть в глубинный мир клиента, обойдя защитные механизмы сознания. Например, клиент говорит о чувстве безысходности, но не может конкретизировать. Спросите: «Если бы ваше состояние можно было изобразить в виде картины, что на ней было бы нарисовано?». Такой подход позволяет избежать прямых конфликтов с психическими защитами и жесткой аналитики, создавая место для более интуитивного и образного осознания.
Из-за травмы клиенту сложно увидеть другие варианты действий и реакций, кроме тех, которые он пережил в травмирующей ситуации. Задавая вопросы, мы помогаем клиенту выйти за рамки привычных паттернов, увидеть альтернативные решения и новые возможности для преодоления последствий травмы. И в этом нам снова помогут вопросы:
1. «Что бы вы посоветовали другу, который оказался в подобной ситуации?»
Этот вопрос помогает включить рациональное мышление и посмотреть на ситуацию со стороны. Абстрагируясь от себя, клиенту бывает проще найти конструктивные решения, увидеть те самые выходы, которые не замечал раньше. Например, возможно, он даст советы, которые пока не успел применить сам или найдет ободряющие, поддерживающие слова для себя.
2. «А что для вас самое важное в этой ситуации?»
Этот вопрос помогает выйти на уровень ценностей, которые часто оказываются подавленными травматичным опытом. Осознав свои истинные приоритеты, клиент получает надежные ориентиры для движения вперед. Он может использовать их как фильтр для решений, оценивать проводимые действия и более осознанно подходить к тому, что действительно важно, а что является лишь отвлечением. Это осознание способствует формированию здоровой самооценки и уверенности в собственных стремлениях.
3. «Представьте, что проблема решена. Как изменится ваша жизнь?»
Этот вопрос помогает примерить на себя образ желаемого будущего, ощутить вкус перемен, найти стимул идти вперед. Визуализация изменений пробуждает надежду, а вместе с ней и энергию для преодоления препятствий.
Наша задача – помочь клиенту погрузиться в желаемый образ, проживая этот опыт на уровне ощущений. И часто ключевым, поворотным моментом терапии становится именно переживание радости. Теперь клиент не просто верит в возможность перемен, он стремится к ним, ведь он уже ощутил вкус жизни, в которой проблема осталась позади.
4. «Как вы обычно справляетесь с подобными ситуациями?»
Этот вопрос помогает приобщить прошлый опыт клиента для решения текущих задач и обнаружить внутренние ресурсы, о которых он, возможно, забыл. Это могут быть успешные стратегии преодоления трудностей, личные качества, помогавшие ему ранее. Это может быть уверенность, которая возникла в результате успешного завершения проекта, умение находить общий язык с людьми, или настойчивость, проявленная в трудные времена. Осознавая свои ресурсы, клиент начинает видеть ситуацию с новой перспективы и понимает, что он не беззащитен перед текущими трудностями.
Завершая сессию, важно не только подвести итоги, но и помочь клиенту перейти от слов к действиям. Мы не даем готовых решений, но предлагаем найти опору внутри себя, делать осознанный выбор и направлять свою жизнь в желаемое русло. Вопросы о том, что он забирает с собой, какие шаги готов сделать уже сейчас, помогают клиенту взять на себя ответственность и чувствовать себя способным менять жизнь.
Именно способность брать ответственность за свой выбор и свои действия становится залогом глубинных перемен, которые останутся с клиентом даже после окончания терапии.
1. «О чем вам сейчас сложнее всего говорить?»
Когда клиент уходит от болезненной темы, переводя разговор в другое русло, или напряженно замолкает, это сигнал, что он столкнулся с внутренним препятствием — сопротивлением в виде страха, стыда, чувства вины.
Признание сопротивления является важным этапом терапии. Этот вопрос как бы дает место сопротивлению, позволяет ему проявиться и быть увиденным. Иногда сопротивление мешает двигаться дальше, поэтому нуждается в осознании, а иногда становится ключом к самым важным инсайтам.
В такие моменты важно создать безопасное пространство, где клиент сможет озвучить свои ощущения без страха осуждения.
2. «Что вам кажется важным запомнить из нашего сегодняшнего разговора?»
В конце сессии мы можем мягко подвести клиента к рефлексии. Спросить о том, что отозвалось больше всего, о принятых решениях или чувствах, которые он испытывает сейчас. Вопрос о том, что клиент забирает с собой из сессии, помогает ему выделить главное, подвести итоги встречи с психологом и уйти с ощущением, что он получил нечто ценное для себя.
3. «Какие шаги вы готовы предпринять до нашей следующей встречи?»
Этот вопрос переводит терапевтические инсайты в плоскость конкретных действий. Важно, чтобы эти шаги были реалистичными и соответствовали желанию клиента меняться. Обсуждая с клиентом его домашнее задание, мы помогаем ему закрепить результаты сессии, а также почувствовать себя активным участником процесса изменений, творцом собственной жизни.
Используйте эти вопросы в своей работе, экспериментируйте, наблюдайте, как они влияют на клиентов, и совершенствуйте свой профессионализм!
Поделиться:
Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— кому и для чего подходит программа?
— каков формат обучения?
— в чем выгоды обучения в Школе?
— какие результаты получают выпускники?
Чтобы узнать больше о том, как стать профессиональным психологом и создать свою успешную практику, прочтите мини-книгу «Психолог - Профессия XXI века. Стратегия: как превратить увлечение психологией в прибыльное дело – от обучения до начала успешной практики».
Скачайте план перехода из статуса новичка в статус профессионала.
Как начать практику психолога максимально быстро после обучения.
Как мягко вернуться в профессию и системно развиваться на рынке психологических услуг.