Высшая Школа Психологии и Маркетинга
Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»
ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999
Если вы не готовы меняться, то вам не место в бизнесе.
Владимир Потанин, президент компании «Норникель», общественный деятель, меценат
В деловом мире часто говорят о стратегиях, финансах, технологиях, но за кадром остается один из клчевых факторов успеха — внутренний мир лидера. Именно здесь, в системе его убеждений и установок, зарождаются как блестящие решения, так и досадные провалы.
Понимание разницы между установками и убеждениями, особенно в контексте ограничивающих убеждений, важно для психолога, решившего работать в формате бизнес-коучинга. Часто эти понятия используются как синонимы, однако имеют свои нюансы.
Установка — это готовность человека действовать определенным образом в определенной ситуации. Установки формируются на основе нашего опыта, знаний, ценностей и эмоций.
Пример: руководитель, имеющий установку «конфликты — это плохо, ругаться нельзя», будет стремиться избегать любых разногласий в команде.
Убеждение — это устойчивое мнение, суждение человека о чем-либо, в истинности которого он не сомневается. Убеждения формируют призму, через которую мы воспринимаем мир и принимаем решения.
Пример: убеждение «успех придет, если упорно трудиться» может заставлять руководителя работать на износ, избегать делегирования, нарушать баланс между работой и жизнью.
Ограничивающее убеждение — это убеждение, которое мешает реализовать свой потенциал и достичь желаемого.
Например, убеждение «риск — прямой путь к краху» может помешать опытному собственнику бизнеса масштабировать свое дело, выйти на новые рынки и, как следствие, увеличить прибыль.
Для работы с установками и убеждениями используются разные техники. Если нужно скорректировать установку, достаточно коучинговых методов. Они в отличие от глубинных убеждений, более динамичны и легче поддаются коррекции. Работа же с ограничивающими убеждениями требует более глубокого подхода с использованием методов психотерапии.
Психолог, понимая это, может выстроить поэтапную стратегию: сначала скорректировать ограничивающие установки, мешающие двигаться к цели, а затем проработать глубинные убеждения, которые являются корнем проблемы.
Руководитель — это не просто должность, это образ мышления, совокупность навыков и, что немаловажно, умение преодолевать внутренние барьеры. Ведь часто на пути к успеху стоят не внешние обстоятельства, а собственные ограничивающие убеждения. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
1. Синдром самозванца
Несмотря на достижения и признание, человек чувствует себя обманщиком, который недостоин своего места и боится быть разоблаченным. Проявляется как обесценивание собственных успехов, страх критики, неуверенность в принятии решений, откладывание важных задач.
Например, «Мне просто повезло», «Я недостаточно компетентен», «У меня не хватает знаний / опыта / ресурсов».
2. Страх неудачи / страх успеха
Парадоксально, но руководители могут бояться как неудачи, так и успеха, поскольку оба варианта связаны с переменами и выходом из зоны комфорта. Страх может проявляться в виде прокрастинации, избегании рисков, самосаботажа, нежелания ставить амбициозные цели.
Например, «А что, если у меня не получится?», «Успех принесет только новые проблемы и ответственность», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
3. Перфекционизм
Проявляется как завышенные требования к себе и сотрудникам, чрезмерный контроль, неумение делегировать, болезненное восприятие критики. Стремление к идеальному результату во всем, что может приводить к прокрастинации, страху ошибок, выгоранию.
Например, «Работа должна быть сделана идеально, иначе это провал», «Я никому не могу доверить эту задачу», «Лучше я сам все переделаю».
4. Сопротивление изменениям
Заключается в страхе перед новым, нежелание менять привычные подходы и стратегии, даже если они неэффективны. Проявляется как саботаж инноваций, нежелание обучаться, конфликты с «новаторами» в команде.
Например, «Раньше мы всегда делали так», «Это слишком рискованно», «Зачем менять то, что и так работает?».
5. Повышенный контроль, недоверие
Руководитель стремится к тотальному контролю всех процессов, не доверяя сотрудникам. Отличительные признаки руководителя-контролера — микроменеджмент, чрезмерная погруженность в процесс выполнения задач, безынициативность команды.
Например, «Я должен держать руку на пульсе», «Только я знаю, как правильно», « Никто не справится лучше меня».
Работа психолога в формате бизнес-коучинга руководителя строится поэтапно.
Этап 1. Диагностика и постановка цели (2-3 сессии)
Первый этап посвящен диагностике и постановке цели. Здесь важно создать атмосферу доверия и безопасности, чтобы руководитель мог открыто говорить о своих проблемах и желаниях. Психолог использует активное слушание, эмпатию и безоценочное принятие, чтобы помочь клиенту сформулировать запрос, определить желаемый результат и выявить ограничивающие установки и убеждения, мешающие его достижению. Совместно с руководителем психолог намечает план работы, определяя, с какими установками/убеждениями будут работать и какие методы будут наиболее эффективны.
Топ-5 диагностических вопросов, которые помогут психологу выявить ограничивающие установки и убеждения руководителя в коучинге:
1. Представьте, что вы достигли желаемого результата. Что вам мешает поверить, что это действительно возможно? (Вопрос направлен на выявление скрытых страхов и сомнений).
2. Что самое худшее может произойти, если вы будете двигаться к своей цели? (Помогает определить глубинные страхи, связанные с неудачей, переменами, ответственностью).
3. Какие ваши личные качества или убеждения могут помешать вам достичь желаемого? (Фокусирует внимание на внутренних факторах, которые могут саботировать успех).
4. Вспомните ситуацию в прошлом, когда вы сталкивались с подобной трудностью. Что вам тогда помешало достичь желаемого? (Анализ прошлого опыта помогает выявить повторяющиеся паттерны поведения и мышления).
5. Что вы говорите себе, когда сталкиваетесь с препятствиями на пути к цели? (Выявляет негативные внутренние диалоги, которые подпитывают ограничивающие убеждения).
Этап 2. Трансформация установок и убеждений (5-7 сессий)
На втором этапе происходит активная работа с ограничивающими убеждениями. Сначала психолог помогает руководителю осознать эти убеждения и проанализировать их влияние на жизнь и работу. Используя проективные техники, работу с воображением и другие инструменты, психолог помогает сформировать новые, поддерживающие убеждения и паттерны мышления. Важной частью этого этапа является закрепление новых установок, их внедрение в реальную жизнь руководителя через поведенческие эксперименты, домашние задания и самонаблюдение.
На этом этапе важно уделить внимание работе с полученными результатами. Психолог помогает руководителю замечать изменения в своих реакциях, поведении, взаимодействии с другими. Важно отмечать успехи, подкрепляя тем самым новые установки.
Однако, стоит быть готовым к возможным откатам и рецидивам. Психолог проговаривает с руководителем, что это естественный процесс и не повод для разочарования. В случае отката, психолог помогает проанализировать причины, скорректировать план действий и найти дополнительные ресурсы для поддержания мотивации.
Топ-5 вопросов, которые помогут руководителю переосмыслить ограничивающие убеждения и сформировать новые:
1. Представьте, что ваше ограничивающее убеждение — это не истина, а просто предположение. Какие есть доказательства «за» и «против» этого предположения? (Помогает взглянуть на убеждение критически и увидеть его иррациональность).
2. Если бы вы знали, что неудача невозможна, что бы вы сделали для достижения своей цели? (Фокусирует внимание на возможностях и побуждает мыслить шире, выходя за рамки ограничивающего убеждения).
3. Какое новое, поддерживающее убеждение помогло бы вам достичь желаемого результата? Как это новое убеждение изменило бы ваши действия? (Стимулирует формирование желаемого образа мышления и поведения).
4. Вспомните ситуацию, когда вы сталкивались с подобными трудностями, но смогли их преодолеть. Что вам тогда помогло? Как вы можете использовать этот опыт сейчас? (Активизирует внутренние ресурсы и поиск решений, опираясь на прошлые успехи).
5. Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы приблизиться к своей цели, даже если вы пока не до конца верите в успех? (Поощряет действие, помогает получить новый опыт и укрепить веру в себя, несмотря на сомнения).
Этап 3. Подведение итогов и завершение коучинга (1-2 сессии)
На третьем этапе вместе с руководителем психолог оценивает прогресс, достигнутый в ходе работы: что изменилось в самовосприятии и самоощущении, какие результаты были получены, какие значимые изменения были достигнуты.
На этом этапе важно помочь руководителю наметить дальнейшие шаги по поддержанию достигнутых результатов и определить необходимые ресурсы. Завершая коучинговые отношения, психолог и руководитель обмениваются обратной связью, выражают благодарность друг другу за сотрудничество.
Топ-5 вопросов, которые помогут руководителю в коучинге проанализировать изменения и осознать ценность полученных результатов:
1. Вспомните, с каким запросом вы пришли в коучинг. Что изменилось с тех пор? (Вопрос помогает увидеть «точку А» и «точку Б», оценить масштаб произошедших изменений).
2. Какие конкретные результаты вы достигли благодаря проделанной работе? Как эти результаты отразились на вашей работе/жизни? (Фокус на конкретике, фактах и ощутимой пользе от коучинга).
3. Что из освоенного в коучинге было для вас самым ценным? Как вы сможете использовать эти знания и навыки в будущем? (Помогает осознать долгосрочный эффект коучинга и интегрировать полученный опыт в повседневную жизнь).
4. Что вы чувствуете, оглядываясь на проделанный путь? Как изменилось ваше самоощущение, уверенность в себе, отношение к трудностям? (Акцент на эмоциональной сфере, осознании личностного роста и внутренних изменений).
5. Что бы вы посоветовали себе в начале коучинга, зная то, что знаете сейчас? (Помогает закрепить инсайты, полученные в ходе работы, и взглянуть на себя с позиции мудрого наставника).
Участники программы «Невидимая сторона бизнеса. Глубинная психология для развития организаций и команд» осваивают технологию бизнес-коучинга, которая охватывает все этапы работы с самыми разными запросами руководителей: будь то задачи делового или личного характера.
В рамках обучения бизнес-коучингу вы освоите четкую и понятную структуру проведения сессий: от первых минут установления контакта до грамотного подведения итогов. Вы будете точно знать, какие шаги предпринять на каждом этапе, чтобы сессия была максимально продуктивной и комфортной как для вас, так и для клиента.
Особое внимание в программе уделяется проработке бизнес-запросов на глубинном уровне:
во-первых, вы научитесь видеть первоисточник проблемы за счет полученных психоаналитических компетенций, помогая руководителю не только достигать бизнес-целей, но и раскрывать свой личностный потенциал;
во-вторых, благодаря разнообразным рабочим инструментам, изученными в программе, вы научитесь помогать руководителям ставить амбициозные, но достижимые цели, разрабатывать эффективные стратегии развития бизнеса, повышать свою личную эффективность и выстраивать продуктивные отношения в команде.
Интервью перед началом программы «Невидимая сторона бизнеса. Глубинная психология для развития организаций и команд» позволит познакомиться с программой подробнее, узнать больше о методе и формате обучения, а также понять, насколько программа соответствует вашим профессиональным целям и задачам. Записывайтесь на интервью по программе.
Поделиться:
Системы бывают мертвые (механизмы) и живые (организмы).
Когда бизнес — мертвый механизм, люди внутри психически «мертвы»: они безразличные, безучастные. Работа ими переживается как нечто-то бессмысленное. В таком коллективе руководитель «все тащит на себе».
Как оживить бизнес-систему, чтобы люди делали максимальный вклад в компанию и чувствовали себя реализованными и удовлетворенными?
Узнайте в пособии.
Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— зачем бизнесу психологи?
— кому подходит профессия бизнес-психоаналитик?
— как бизнес-психоаналитик помогает компаниям расти и повышать прибыль?
— какие результаты может дать бизнес-психоаналитик?
— какими компетенциями должен обладать такой профессионал?
— как организованы обучение и практика?