
Высшая Школа Психологии и Маркетинга
Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»
ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999

Когда волна вдохновения от первых полученных знаний проходит, а эффект новизны теряется, мы сталкиваемся с рутиной обучения. Смотреть лекции, посещать мастер-классы становится уже не так драйвово — начинается саботаж. Как правило, находятся более важные занятия, веские рациональные причины отложить задание, да и близкие требуют большего, чем обычно, внимания — так внешняя реальность подсвечивает наше внутреннее сопротивление. И если мы идем у него на поводу, то попадаем в ловушку прокрастинации, собственных упреков, обесценивания и еще большего саботажа.
Эффективно проходить сопротивление помогает внутренняя мотивация. Далее мы рассмотрим такие источники мотивации, как личные ценности, потребности, цели и их реализация, обратная связь. Именно они являются ключевыми факторами, способными удерживать нас на пути совершенствования знаний и навыков.
Обнаружение и резонанс ценностей
Понимание личных ценностей — это первый шаг на пути к внутренней мотивации в обучении. Когда обучение соответствует нашим ценностям, происходит резонанс и становится легче поддерживать мотивацию и продолжать обучение.
Как обнаружить свои ценности? Подумайте, что для вас на самом деле значимо и чем вы готовы делиться с другими. Например, многие студенты разделяют такую нашу ценность как следование за своим интересом. В этом случае интерес является критерием правильности выбора профессии, ниши, обучения. И в то же время смысловым магнитом для людей со схожими ценностями: любознательностью, стремлением к новым открытиям, глубине знаний.
Задание:
Перечислите конкретные ценности, которые, как вам кажется, связывают вас и выбранную программу обучения. На основе чего произошел резонанс? Что откликнулось? Что есть общего между вами и, например, исследовательским практикумом Профи ID, Комплексной программой подготовки психологов?
Какие грани перечисленных ценностей вы замечаете в процессе обучения? Обратите внимание, как они играют, когда вы слушаете лекции, посещаете мастер-классы, практикуете в малых группах.
Потребности и их удовлетворение через обучение
Если ценности — то, чем мы можем делиться 24/7, то потребности — то, чего хотим для себя. Помимо общепринятых потребностей в материальном достатке, проявленности, самореализации, у нас есть внутренние потребности, которые порой сильно триггерят, а мы даже не понимаем этого. Поэтому осознание внутренних потребностей и их удовлетворение через обучение может быть мощным источником мотивации.
Задание:
Дайте понятное для вас описание 5 внутренних потребностей: внимание, принятие, понимание, любовь, дозволение.
Подумайте, как именно закрываются эти потребности в процессе обучения, в общении с преподавателем, куратором, коллегами.
Лайфхак: когда ваши стремления в обучении будут направлены на удовлетворение потребностей, это поддержит вашу мотивацию и уверенность в собственных силах.
Цели и их реализация как сила направленного движения
Целеполагание — еще один мощный катализатор внутренней мотивации. Когда вы четко определяете свои образовательные цели, это помогает вам сохранять фокус и направленность в обучении.
Начните с краткосрочных и долгосрочных целей. Краткосрочные цели могут включать в себя выполнение учебных заданий, освоение определенных навыков или изучение конкретных тем. Долгосрочные цели могут исходить из общей концепции вашего развития: например выход на новый профессиональный уровень, апгрейд навыков, смена ниши и т. д.
Задание:
Ставьте не менее 3 целей в день по обучению и развитию своего проекта.
В конце дня анализируйте выполнение и обязательно вычеркивайте завершенные задачи с чувством глубокого удовлетворения.
Лайфхак: когда ваше обучение связано с ясными целями, это дает вам дополнительную мотивацию для успешного обучения, а также создает путь к развитию навыка целеполагания, который вы сможете применить во всех аспектах своей жизни.
Обратная связь как способ мотивации и поддержки
Помимо ценностей, потребностей и целей, одним из сильных стимулов внутренней мотивации в обучении является обратная связь и рефлексия.
Обратная связь от преподавателей, коллег помогает видеть собственный прогресс, идентифицировать сильные стороны, а также зоны роста. Поддерживающая атмосфера, которую отмечают многие наши студенты, позволяет чувствовать эмоциональную безопасность и доверие. Тогда раскрывается творчество. И становится возможным создание нового, приходит понимание, что вы находитесь на своем пути.
Рефлексия также важна. Когда мы рефлексируем, наблюдаем внутренние процессы, то обучаемся важнейшему навыку искать ответы внутри себя. По мере развития навыка рефлексии мы все меньше склонны воспринимать собственные успехи сквозь призму внешних оценок.
Задание:
Тренируйте навык внимания к себе через вопросы: что я думаю? что я чувствую? что я ощущаю?
Моделируйте желаемое через образы: как выглядит то, что я хочу? Как тогда изменится мое состояние: что я буду думать / чувствовать / ощущать?
Лайфхак: когда мы способны получать удовлетворение в процессе обучения, тогда наша взрослая часть становится сильнее.
Автор статьи:
Галина Гончукова — практикующий психолог, игропрактик, автор и разработчик трансформационных игр
Поделиться:
Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— кому и для чего подходит программа?
— каков формат обучения?
— в чем выгоды обучения в Школе?
— какие результаты получают выпускники?
Чтобы узнать больше о том, как стать профессиональным психологом и создать свою успешную практику, прочтите мини-книгу «Психолог - Профессия XXI века. Стратегия: как превратить увлечение психологией в прибыльное дело – от обучения до начала успешной практики».
Скачайте план перехода из статуса новичка в статус профессионала.
Как начать практику психолога максимально быстро после обучения.
Как мягко вернуться в профессию и системно развиваться на рынке психологических услуг.