
Высшая Школа Психологии и Маркетинга
Почтовый адрес:
Российская Федерация, 350005, г. Краснодар, а/я 1811, ООО «ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ»
ИНН: 2311323696
Р/c №40702810101500102937 г.Москва
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
БИК: 044525999
Корр. счет: 30101810845250000999

Представьте себе волшебный ларец. А внутри него — целый мир разнообразных эмоций. В этом мире счастье, грусть, страх, радость и множество других переживаний существуют вместе в порядке, гармонии и без вреда друг для друга. Этот волшебный ларец называется психическим контейнером, и умение управлять разнообразными эмоциями, сохранять баланс внутри, называется контейнированием.
Контейнирование в психологии — способность распознавать и осознавать различные содержания психики: эмоции, чувства, импульсы, порывы, как свои собственные, так и чужие. Также контейнирование предполагает достаточную устойчивость психики, а именно навык выдерживать гамму переживаний без мгновенного реагирования.
Теперь представьте, что ларец стал меньше, в нем больше нет места для хранения всех эмоций: одна вытесняет другую, начинается борьба, конфликты, на смену порядку приходит хаос и неразбериха. Так происходит в стрессе — наше сознание, как будто, сужается, сильные эмоции захлестывают, включается суета, срочность и болезненная необходимость что-то сделать. Стрессовая ситуация может привести к тому, что мы чувствуем себя растерянным словно ребенок, сбитым с толку и неспособным справиться с вызовами реальности.
Вернуться в состояние самоконтроля и владения ситуацией помогает психологическое контейнирование. Когда мы контейнируем наши эмоции, импульсы, порывы мы сохраняем гармонию внутри себя и становимся более устойчивыми к жизненным испытаниям.
Контейнер бывает не только у психики. Представим контейнер в целом как пропускную способность и тогда окажется, что контейнирование выходит за рамки психологии. Например, финансовый контейнер — это некая цифра дохода, при которой мы ощущаем зону комфорта. Чтобы определить емкость своего финансового контейнера, найдите средний доход за последние полгода - год. Эту операцию особенно полезно сделать, когда стоит задача вырасти в доходе, и первый шаг к этому — измерить свой финансовый контейнер, чтобы знать точку отсчета.
Или другой пример. Переходить из одной обучающей программы в другую — уже норма для нас. Чтобы наращивать компетенции, улучшать личную и профессиональную идентичность, мы регулярно, а иногда и постоянно, обучаемся. Некоторые могут изучать сразу несколько программ, и тогда можно говорить, что их учебный контейнер имеет большую емкость, чем у тех, кто обучаются 1 раз в 3-5 лет.
Если понаблюдать за детьми 3- 5 лет, то можно увидеть, что у них еще очень слабый контейнер: они выплескиваю любые эмоции, экспрессивность которых высока, дети постоянно в движении, они требуют мгновенной реакции на свои запросы и выдают такую же быструю реакцию на любые внешние события.
Об этом говорит знаменитый зефирный эксперимент. Он был проведен в 1960-х годах американским психологом Уолтером Мишелом. Эксперимент исследовал способность детей контролировать свои импульсы и откладывать удовлетворение для достижения более долгосрочных целей.
Процедура эксперимента была следующей: детям предлагали 1 зефир и сообщали, что они могут съесть его сразу, но если подождут 15 минут, получат еще один зефир. Исследователи наблюдали за тем, как долго каждый ребенок смог отложить удовлетворение и не съесть первый зефир.
Результаты эксперимента показали, что дети, которые:
смогли подождать и не съели первый зефир — проявили способность контролировать свои импульсы, т. е. контейнировать;
смогли отложить мгновенное удовлетворение желания для получения большей награды (второго зефира) — демонстрировали более высокий уровень самоконтроля;
при последующем анализе их жизненного пути оказались более успешными в различных областях жизни.
Зефирный эксперимент стал одним из ключевых исследований в области психологии и поведения, позволяющим понять роль самоконтроля и откладывания удовлетворения в достижении долгосрочных целей.
Навык контейнирования, как и многие другие, развиваются у нас через наблюдение за значимыми взрослыми. Например, если мама испытывает сильную тревогу, но маскирует свое состояние улыбкой, тем самым блокирует развитие эмоционального контейнера ребенка, т. к. его психика получает следующее послание: притворяйся, скрывай, подавляй эмоции.
Обратный эффект достигается, когда, видя расстроенную маму, ребенок слышит от нее, что сложные дни и неприятности случаются, они справятся и т. д. В этом случае, принимая свои эмоции и давая им место и называя их, мама своим поведением укрепляет контейнер ребенка.
Возникает вопрос: как можно определить уровень развития психологического контейнирования? Чтобы его оценить достаточно обратить внимание на то, как вы поступаете в стремительно меняющихся условиях.
Например, как изменится ваше внутреннее состояние, если окажется, что в важном отчете, который вы долго готовили, обнаружится досадная ошибка? Сможете ли вы продолжать работать так же как и работали до неприятного известия? Или, быть может, зависните на некоторое время? А возможно, подобное событие вовсе выбьет вас из привычной колеи? Степень контейнирования проблемы говорит об устойчивости психики в целом.
Неустойчивый контейнер сразу же выдают поведенческие сценарии, характерные для стресса: отказ от еды или чрезмерное увлечение ей, излишняя сонливость или плохой сон, трудоголизм или апатия / сопротивление к работе, шопоголизм и другие стратегии компенсации.
В работе с клиентом неустойчивый контейнер выдает привычка много говорить или разговориться под конец встречи, как будто, не хочет отпускать психолога, неспособность говорить о своих эмоциях, их подавление с последующим всплеском, нарушение границ.
Еще я наблюдаю, как устойчивый контейнер помогает развиваться студентам в коучинговой программе Систем продвижения psy-услуг. На старте все как один заряжены и мотивированы на обучение. Однако по мере освоения программы, студенты сталкиваются:
с новыми задачами, например, описать портрет целевой аудитории, подготовить оффер, провести CustDev-интервью;
или с рутиной продвижения — составить контент-план, написать пост, выйти в эфир.
Новые или нелюбимые обязанности создают определенную долю стресса, и тогда навык контейнирования — делать то, что необходимо, полученный в Комплексной программе подготовки психологов, помогает двигаться к цели — успешной практике психолога.
Внешне человек, управляющий эмоциями и другой, подавляющий их, могут выглядеть одинаково уравновешенно. Однако контейнирующий человек позволяет эмоциям быть, проявляет их на лице, в разговоре, в позе, мимике, жестах, выражает словами, интонацией, инициирует разговор, ищет варианты решения.
Когда эмоции есть, особенно обида или чувство вины, но они проглатываются и перевариваются без проявления, а на лице в этот момент маска лже-спокойствия — это про подавление. Длительное подавление эмоций приводит к вспышкам гнева, ярости, вплоть до аффективных состояний и / или проявляется через различные психосоматические заболевания.
Как и другая приобретенная способность, контейнирование нуждается в развитии. Основу закладывают значимые взрослые, а остальное в наших руках.
Например, регулярное посещение психолога, которое позволяет узнавать себя лучше, помогает распознавать и выражать эмоции, способствует укреплению контейнера.
Еще один способ — учиться говорить о своих переживаниях, держа при этом фокус, не кто виноват и как его наказать, а что возможно сделать, чтобы наладить диалог и разрешить ситуацию.
Познание искусства, увлечение классической музыкой, литературой и другие способы духовного развития способствуют увеличению емкости контейнера.
Из прицельно работающих техник контейнирования стоит отметить распознавание собственных / чужих эмоций с последующим называнием их. Умение точно назвать и передать собственные чувства или же принять / дать место переживаниям другого, помогает развивать эмпатию, профессиональную чуткость и легче контейнировать эмоции в процессе взаимодействия с клиентом.
Таким образом, контейнирование — навык, приобретенный в процессе развития нашей личности, которые позволяет нам управлять эмоциями, как слаженным оркестром, сбалансировать свой внутренний мир и сохранить психологическое благополучие. Через осознание и легализацию всей палитры чувств мы учимся регулировать их, тем самым излучаем уверенность, спокойствие и благополучие в жизни.
Автор статьи: Анастасия Корнева
Аналитический психолог с практикой 2000 + часов
Международный тьютор по Эмоциональному Интеллекту с дипломом Йельского университета
Маркетолог и предприниматель с опытом организации стартапов
Преподаватель ВШПиМ в Коучинговой программе “Система продвижения PSY-услуг”
Наставник по развитию проектов
Связаться с Анастасией Корневой: https://vk.com/nastasia.korneva
При копировании материалов размещайте активную ссылку на https://epsgroup-edu.ru/blog/
Поделиться:
Заполните форму и скачайте полную презентацию программы обучения с ответами на вопросы:
— кому и для чего подходит программа?
— каков формат обучения?
— в чем выгоды обучения в Школе?
— какие результаты получают выпускники?
Чтобы узнать больше о том, как стать профессиональным психологом и создать свою успешную практику, прочтите мини-книгу «Психолог - Профессия XXI века. Стратегия: как превратить увлечение психологией в прибыльное дело – от обучения до начала успешной практики».
Скачайте план перехода из статуса новичка в статус профессионала.
Как начать практику психолога максимально быстро после обучения.
Как мягко вернуться в профессию и системно развиваться на рынке психологических услуг.